Фарфор Доу Цай

Доу Цай имеет два написания 斗彩 (соревнующиеся, или борющиеся цвета) и 逗彩(дразнящий, завлекающий), первый вариант встречается чаще. Доу Цай относится к традиционным китайским способам декорирования фарфора. 
file.png
Фарфор Доу Цай известен с минских времен правления императора Сюань-цзуна (1426-1435). С момента появления и до настоящего времени это один из наиболее популярных и распространенных видов росписи. Она сочетает в себе подглазурную сине-зеленую роспись с надглазурной цветной.
Технология в общих чертах такая: в первом высокотемпературном обжиге(1300°C) обжигается нижний слой, на нем нарисован контурный синий рисунок, покрытый прозрачной глазурью, затем наносится надглазурная роспись минеральными пигментами, которые заполняют пространство контура. После этого проводится второй обжиг при низкой температуре (700- 800 ° C).
Главной характеристикой керамики Доу Цай является спокойный фон и яркая роспись с синим контуром. Доу Цай является образцом минской эстетики.

file (1).png
История
Первые образцы Доу Цай появились в эпоху Мин период Сюаньдэ, но встречались тогда довольно редко. В те же времена сформировались основные мотивы росписи: цветы, птицы, символы и орнаменты. Количество дополнительных цветов к контуру обычно составляло 3-5.
Во времена династии Цин керамика Доу Цай стала еще более популярной, ее изготавливали в печах императоров Канси, Юнчжена и Цяньлуна. В целом в этот период постоянно происходили изменения в керамике Доу Цай. Произошли изменения в характере росписи - рисунок стал четче, активнее, но вместе с тем изделия утратили былую элегантность и изящество.

file (2).png
Во времена правления Юнчжена изделия стали более роскошными, шикарными. После правления Цяньлуна такой керамики производят очень много, в мотивах преобладают растительные и цветочные, но мазок становится все более неаккуратным. Позже Доу Цай меняется под воздействием западных техник, эмали, основанные на технике масляной живописи, являются основой того периода. В конце концов, штрихи становятся более деликатными и резкими, а фарфор Доу Цай возвращает себе былую славу.
  
file (3).png
Само название Доу Цай появилось относительно поздно, уже в середине династии Цин. В "Записях Южных печей" есть рассуждения о минской керамике, которую там рассматривают и делят на три категории: доу цай, у цай (пятицветная роспись), тянь цай (роспись по резьбе).

file (4).png
Среди керамики Доу Цай принято выделять Чэньхуа Доу Цай. Это керамика второй половины 15 века, она включает в себя сформировавшиеся к тому времени Цин Хуа (роспись синими пигментами) и У Цай (пятицветная роспись, которая обычно использует красный, желтый, зеленый, фиолетовый и синий цвета). Если разбираться, то Цин Хуа и У Цай — это вполне себе самостоятельные виды росписи и покрытия керамики, а Доу Цай развивается из них.
Есть несколько канонических работ в технике Доу Цай: это «чашка с петухами», которая, наверное, является самым знаменитым предметом выполненным в этом стиле, сюжет с мандаринками в лотосах, виноградный орнамент, драконы, и многие другие.

Возврат к списку